Виртуальный панцирь.

Когда человек садится за компьютер и запускает игру - внешне им движут различные причины. Проверить ловкость пальцев или умение спланировать экономику государства, поработать мозгами над квестовыми загадками или дать голове отдохнуть, рефлекторно расстреливая толпы кровожадных монстров... Но вопрос можно поставить и шире: а какова внутренняя суть этого странного желания - играть?

Дети, играя, осваивают мир. Это написано в любом руководстве по педагогике, детские игры - чаще всего - не компьютерные. Да и совсем не о детях я говорю. Поскольку за компьютерами просиживают день и ночь, казалось бы, вполне взрослые люди. (А еще можно вспомнить о таких играх, где без образования даже не разобраться...). И вот, раз за разом возрождаясь на одном и том же уровне, они рвутся к победе. Погибают и оживают снова... Зачем? Почему существуют великолепно отлаженные системы чит-кодов, трэйнеров-ломалок и прочих ухищрений, благодаря которым игрок побеждает без особых усилий? Да и вообще - а игра ли нужна человеку, играющему на компьютере?
Трудно сказать наверняка, что требуется конкретному игроку. Может быть, это тот случай, когда начинается спор о вкусах, бесполезный и не приводящий к правильному ответу. Люди все очень разные - кто-то хочет просто почувствовать себя победителем, расстреливая из однозарядного пистолетика финального демона, а кто-то хочет победить без помощи кодов и ломалок, обороняя свою крепость от восьми противников разом... Но и это ведь тоже лишь внешняя причина. А на самом деле любому человеку хочется одного - уверенности.
Уверенность бывает разная: возможно - в собственных силах, возможно - в окружающем мире. Еще лучше, когда присутствуют обе. Потому что за расплывчатым термином "уверенность" скрываются куда более весомые "прогноз" и "предсказуемость". Человек готов принять любые правила - только бы они были, такие правила. Законы. Закономерности. Очень хорошей иллюстрацией этому могут быть опыты с людьми, помещенными в современные виртуальные камеры (очки, костюм, перчатки, вращающаяся сфера - все уже их видели). Да, они знают, что окажутся в мире, где все будет не так. Здесь камень может лететь плавно, как перышко, а пылинка - весить больше камня. Но все попадающие в такие условия чувствуют себя нормально до тех пор, пока в невероятных событиях искусственного мирка могут отыскать закономерность. Пусть даже не похожую на реальность, но которую можно, так или иначе, спрогнозировать. Камень не должен становиться легким или тяжелым совершенно случайным образом - начинается стресс. Человек вообще живет, как говорится, "в ритме жизни". Даже если не замечает этого, все равно он примерно планирует, что произойдет в будущем. Проводя параллель с реальностью можно еще добавить - не зря же в ситуациях экономической и политической нестабильности тоже повышается число стрессов и нервных срывов?
А теперь вернусь к теме игр - игра, по большому счету, как раз и является виртуальным миром. Который целиком и полностью состоит из закономерностей. Если часто играть в одну и ту же игру, в принципе, можно просто-напросто ее выучить наизусть. И быть абсолютно уверенным в каждом движении противника - особенно хорошо это прослеживается на каких-нибудь старых аркадах :). А уж если ввести код бессмертия, начать бегать сквозь стенки - так и вообще можно сразу предсказывать "Я выиграю". Вопрос о желании гэймеров включать "сложнейший" уровень, не пользоваться кодами, усиливать противников и прочими путями усложнять себе путь к победе, имеет сходный ответ. Кому-то хочется быть уверенным не столько в окружающем мире, сколько в собственных силах. Может быть, они и не будут хвастать друзьям, какие они крутые гэймеры, но про себя станут тихо гордиться подвигом. И любоваться своим именем в табличке рекордов.
Нет, сравнивать компьютерную игру с экстремальными видами спорта не следует. Там уверенность в себе достигается за счет риска, то есть за счет уменьшения уверенности в окружающем мире (нельзя же наверняка предсказать, откроется ли парашют :). Но игры предоставляют замечательную возможность получить и то и другое. В самом широком диапазоне: от простейших уровней, на которых можно предусмотреть ходы противника и выиграть без кодов, до сложнейших, где можно получить огромный запас уверенности в себе - ничем жизненно важным (как это происходит в спортивном экстриме) не рискуя. Потому что игра, даже самая сложная и запутанная, на несколько порядков проще реальности. Все действия, любые правила и законы этого виртуального мира, намертво записаны на диске лазерным лучом, даже хваленый компьютерный AI на поверку оказывается достаточно предсказуемым. И уставшие от изменчивой коварной реальности игроки пытаются обрести уверенность хотя бы в другом, простом и понятном, виртуальном мире. Подсознательно даже начиная любить его - как та самая улитка свой непрочный, но все-таки создающий иллюзию защиты, панцирь.


Copyright © Allan Shade, 2002