Обучалки для реальности

Нет, речь идет совсем не об играх. Вопрос куда сложнее: каждый, впервые садящийся за компьютер, может быть назван новичком. И если в серьезной игрушке обязательно бывает обучалка, то кто научит несчастного "чайника" обращению с компьютером, куда более сложному, чем любая игра?..

Когда я оканчивал школу, нас - как водится, только в одиннадцатом классе - просвещали в отношении замечательной учебной дисциплины "Информатика". Проходил процесс обучения довольно странным образом - например, мы отвечали на вопросы тестов, например: "Для чего предназначен текстовый редактор". Предложенные варианты являли собой такой великолепный образчик тавтологии ("для редактирования и работы с текстом"), что терялись даже поднаторевшие в интуитивном выборе ответов ученики. А из прикладных программ нас знакомили с интегрированным пакетом "Works". Для счастливчиков, которые никогда о таком не слышали, поясняю: нечто вроде Office - текстовый редактор, базы данных, таблицы - но на русском языке и работает под DOS. Надо отметить, что на наших ученических компьютерах тогда уже стоял и Windows и, собственно, сам Office.
С тех пор, как говорится, мы шагнули далеко вперед. Теперь в каждом уважающем себя городе не меньше десятка компьютерных фирм и примерно столько же провайдеров. Ну, а коль скоро фирмы эти не банкротятся и вроде даже процветают - то, следовательно, компьютеры продаются и все больше людей приобщаются к информационным технологиям, верно? Исходя из вышесказанного, в школах нынче должны учить если уж не взлому серверов J, то, как минимум, программированию. Вот с такими радужными мыслями меня и занесло случайно в один школьный компьютерный класс. Попробуйте теперь представить мое удивление, когда я обнаружил на экранах солидных Pentium-III знакомые с детства синие панельки Norton Commander и серое окошко Works…
Процесс обучения информатике в наших учебных заведениях вообще поставлен очень любопытным образом. Начну со школы: как правило, сами школьные учителя информатики в компьютерах разбираются не слишком хорошо. Нет, они великолепно знают теорию, помнят все команды MS-DOS и даже при случае смогут переустановить Windows - ну видели они, как это делал приглашенный настройщик :). Но ученикам они это все рассказывать то ли опасаются, то ли ленятся. Поэтому из года в год школы нашей необъятной Родины штампуют специалистов по работе в операционной системе DOS и оболочке NC. Проблема в том, что выпускникам это не только не нужно, а даже вредно - хорошее знание работы на компьютерах прошлого десятилетия (если не сказать - прошлого тысячелетия) вряд ли поможет в жизни. Нет, тем, кто решил заняться компьютерами серьезно - разумеется, стоит знать, что было раньше и как это все развивалось. Чтобы, так сказать, помнить корни своей профессии. Но я своими глазами видел такую картинку: сидит секретарша за эдаким крупногабаритным монстром, где-то около тысячи мегагерц - и набирает текст… в ДОСовском "Лексиконе"! Это было бы смешно, если бы не было так грустно. А ведь наверняка научилась в школе, гордилась великолепным знанием "тестового редактора"…
Нельзя не упомянуть огромное количество частных контор, которые обучают так называемых "операторов ЭВМ". За единичными исключениями - довольно странная вещь. Некий гибрид обучения в школе и советов переведенной PROMT'ом справки. Здесь тщательно записывают в большие конспекты алгоритм каждого действия за компьютером, детализируя их до такой степени, что бывалый компьютерщик не сразу и догадается, о чем вообще речь. Чего только стоит образчик подобной записи: "подвести указатель "мыши" к пиктограмме с подписью "Мой компьютер" и нажать кнопку мыши "двойным щелчком"". Сразу становится интересно, а если там будет написано "My Computer"? Нет, не смешно - бывает, что не могут перевести. Или боятся - в конспекте же написано по-другому... Начинается обучение с тех же старинных DOS и NC, только после чего уже переходят к работе в Office. И тут начинается самое интересное: дальнейший конспект начинает напоминать выдержки из справки... Совершенно ясно, что справку заучить наизусть под силу очень немногим, и когда такие "операторы ЭВМ" садятся за "ЭВМ" - начинаются вопросы к знакомому с домашним компьютером и листание конспекта. По крайней мере, до тех пор, пока пользователь отучится мыслить категориями "подвести указатель к пиктограмме".
На дальнейшем этапе образования обучение работе с компьютером переходит на новый уровень. В колледжах, техникумах и институтах за дело берутся впечатляюще суровые преподаватели. С толстыми книжками на столе, из которых они скучающим голосом диктуют материал, и которые можно купить в любом компьютерном салоне. Главная проблема здесь в том, что учат пользователей лишь непосредственно требующимся в данной профессии навыкам. Результатом этого являются, к примеру, некоторые бухгалтера, которые хорошо знают все тонкости "1С-Бухгалтерии". Но если убрать ярлычок от нее с рабочего стола и из меню - бегут к штатному компьютерщику за помощью. К счастью, такие узкие специалисты довольно быстро набирают опыт и становятся сносными пользователями. Куда хуже обстоят дела у обучающихся программированию. Они уныло исписывают толстенные тетради определениями "классов", "объектов" и прочих таинств, по мнению преподавателя, им необходимых и делают вид, что все понятно. Но на практических занятиях подглядывают в экран к соседу, который никаких конспектов не пишет, зато пишет дома программы без знания ненужных определений, потому что умеет. Эта довольно неприятная ситуация существовала задолго до появления компьютеров, а называется она: "несоответствие теории и практики". Вот только именно в области обучения работе на компьютере она возникает сплошь и рядом.
Тут возникает итоговый вопрос - а кто тогда вообще умеет работать с компьютерами? И ответ прост: подавляющее большинство тех, кто называется "advanced user" - научились этому сами. Да, встречаются и самоотверженные талантливые преподаватели, которые действительно учат; встречаются люди, которые просто умеют игнорировать весь информационный мусор и тавтологию в конспектах. Но в целом наша система образования абсолютно не приспособлена для обучения работе с компьютерами. На этом фоне очень грустно выглядит усиленная компьютеризация школ... К чему-то она приведет? Неужели - к очередному поколению печатающих в "Лексиконе" секретарш?

Allan Shade


Copyright © Allan Shade, 2002