Maxim Mamayev

Роджер Желязны: Универсальная сюжетная линия.

В начале произведения имеет место некий мужик, скорее всего главный герой, но кто он такой, читателю совершенно непонятно, а часто это непонятно и самому этому мужику. С неизвестной целью мужик начинает
перемещаться по предельно запутанному пространству-времени. Постепенно делаются намеки, что подлежащий рассмотрению мужик на самом деле гораздо круче, чем читатель мог подозревать, однако, природа крутизны далеко еще не ясна даже самому главному герою. Читатель заинтригован.

Вскоре на сцене возникают другие мужики: хорошие, плохие, а также непонятно какие. Как правило, кто-то из этих мужиков (необязательно плохой) страстно желает прикончить главного героя, мотивируя это крайне
туманно. Почти сразу выясняется, что все новопредставленные мужики настолько круты, что круче них могут быть только яйца. Тем не менее из их разговоров читатель улавливает, что главный герой гораздо круче даже
этих крутых мужиков. Часто это оказывается новостью и для самого главного героя, хотя где-то в подсознании такая мыслишка у него бродила давно. Читателю кажется, что все возможные степени крутизны уже
разобраны второстепенными мужиками, дальше просто некуда, и совсем заинтригованного читателя оторвать от книги уже положительно невозможно.

По мере продвижения повествования пространство-время запутывается окончательно, у читателя кружится голова, тогда как все герои не видят в этом ничего особенного и прекрасно функционируют в окружающем их
континууме. Бедный читатель, не способный выйти за рамки трех измерений и однонаправленного течения времени, испытывает благоговение перед мощью авторской фантазии. Социальное устройство окружающего общества просматривается крайне слабо, поскольку все герои настолько круты, что находятся над этим обществом, в крайнем случае - вне его.

Тем временем, мужик, обуреваемый жаждой смерти главного героя, настигает-таки свою жертву. Происходит сражение один на один, которое, однако, часто влечет за собой значительные разрушения в окружающей
местности. Если потенциальный киллер - мужик плохой, то ему обламывается и он отправляется залечивать раны и собирать толпу. Если мужик не плохой, то вскоре выясняется, что произошло недоразумение, и шинковать надо было совсем другого мужика, для чего горе-киллер и объединяется с главным героем.

Hаконец, если главный герой в начале произведения страдал амнезией, то он окончательно приходит в себя и осознает бесконечность своей крутизны. Вокруг главного героя начинают группироваться хорошие. В другой части пространственно-временного континуума группируютcя плохие. Мутные мужики, которых довольно много, долго думают, к кому бы присоединиться. В конце концов, они присоединяются к хорошим, до этого основательно потрепав им нервы. Часто и многие плохие не столь уж плохи, но должность обязывает.

Противостояние крутых хороших и крутых плохих заканчивается напряженным междусобойчиком, который лишь немного не дотягивает до конца света, в крайнем случае уж обязательно оставляет после себя руины и пепелища. Между прочим вершится судьба мира. Хорошие побеждают и занимают должности плохих. Главный герой, если он не получил во время разборок очередной психической травмы, не радуется, но погружается в размышления глобального характера. Hа такой неожиданной печально-философской, но все же хорошей и светлой ноте, читатель расстается с произведением.

--------------------------------------------------------------------

Как правило, книги Желязны насыщены мифологической и исторической атрибутикой и реминисценциями на произведения мировой литературы, что демонстрирует прекрасную образованность автора и может способствовать расширению читательского кругозора. Подробнейшие описания разнообразных эксцессов от единоборств до космологических битв могли бы послужить учебным пособием, если бы не крайняя экзотичность применяемого вооружения и окружающей обстановки.

Тем читателям, кто желает получить достаточно полное представление о вышеописанном сюжете достаточно прочитать "Князя света" - это лучшее. Для тех, кто смакует вариации формы и атрибутов, не придираясь особенно к смыслу сюжета, поле деятельности обширно: "Хроники Амбера", "Порождения света и тьмы", "Дорожные знаки", "Джек из Тени" и др.

>>> WARNING. Автор сего опуса не претендует на сколько-нибудь полный  анализ творчества Роджера Желязны. Автор всего лишь привел свои впечатления от читаного им в аэропортах, самолетах и поездах, и вообще с целью убивания времени, десятка книжек упомянутого писателя.