Вечность пути.

Несмотря на все, что Джорджу не удалось сделать - его книги позволяют и даже заставляют задуматься над многими сторонами реального человеческого существования. Его идеи сложно воспринять за ворохом эмоций, за наносными пластами иносказаний и постоянном изображении людей в виде драконов - но когда читателю удается понять и осмыслить их, то он справедливо восхищается построениями писателя. Ведь именно такие идеи заставляют нас смотреть и идти вперед, в будущее...

Книги Джорджа Локхарда в самой своей основе жестко противоречивы, из них нельзя создать стройный логический узор. Но его мысли открыты, и он не пытается требовать от кого-либо согласия с собой - "тот, кто способен понять - да поймет". Он хочет верить, и ему удается уверовать - в Дракона. Ему хочется утвердиться в этой надежде; она очень подходит к смыслу его произведений. Джордж хочет в своих книгах показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением себя самих и добродетелями добровольно избранного меньшинства, которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Корни мыслей у писателя всегда имеют важное и самое разнообразное происхождение. Его основная задача заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей; он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти - и вести все человечество к светлому будущему. Он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Диктаторе, правителе мира; в нем он видит принцип действия, надежду спасения.

В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Джорджа чрезвычайно подвижный и эмоциональный ум; мощный порыв вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он не может ясно осмыслить волнующих его идей, сам слишком часто толкуя их по разному. Иногда Диктатор представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы пробудить низшие инстинкты человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная. Она позволяет осознать весь мир как единое целое, где переплетаются и вымысел, и реальность.

В общем, книги его производят необыкновенно ясное впечатление. Он подавил в себе свою грусть и жалость, книги его дышат силой и мощью, но не грубостью. Джордж порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: но ведь он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою. Узнаем ли мы, наконец, этот новый Закон? Восхваляемая им добродетель - это ни чем не замаскированная сила, это дикий пыл, который нравственные принципы всегда стремились ослабить, изменить или навсегда победить. Он высказал свое понимание мира: это слепой механизм непрерывно и бесцельно вертящееся колесо. Но он хочет быть в нем пророком, хочет учить о добродетелях и о целях жизни.

Так какие законы, какие скрижали хочет диктовать Джордж? Какие ценности он возвысит, какие обесценит? Есть ли у него право избирать и строить здание красоты и добродетели, если в природе царит механический порядок? Это, конечно, право поэта, гений которого, творец иллюзий, предлагает воображению людей ту или иную любовь или ненависть, то или иное Добро и Зло... Мы постоянно наблюдаем критику христианства, которое он считает религией слабых, униженных рабов. Христианская религия у него отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Джорджа: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности - идеала античности и возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяние, жертвы и самопожертвование, навязанного религией лицемерия. Фашистская интерпретация идей Локхарда до крайности искажает его мысли, превращает писателя в шовиниста и человеконенавистника, каким он не является - он не терпит лишь человеческое общество, но никак не людей.

Дракон имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности жизни по существу является тем лозунгом, который объединяет все творчество Джорджа. С этим лозунгом связан и идеал Джорджа - бессмертный дракон. Этот идеал, по замыслу Джорджа может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "Диктаторы", представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны. Биологически обусловленным, считает Джордж, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Джорджа, состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("Диктаторы", по терминологии Джорджа) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые же ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль. В оценке господствующей морали Джордж хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую позицию. Он описывал все так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали. И Джордж не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе хозяев-Диктаторов и признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с ее тезисом: "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему" оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль - мораль Диктаторов.

Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Джорджем господствующей морали, то, вероятно их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий.
Господствующая мораль, по мнению Локхарда, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель. Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.

Собственная моральная позиция Джорджа, позиция Диктатора, почти прямо противоположна господствующей в ненавистном ему человеческом обществе морали. Ее краеугольными камнями служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Джордж, основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это признак упадка. Ложным является и принцип полезности - назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма: если и может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Локхард каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть знаменитый ницшеанский: "Падающего - толкни!". То же и в случае с принципом общественного блага - только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.
Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Джордж, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. Но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.

Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Джордж, так сказать, сдвинуто - поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря, у него принят иной критерий добра и зла. Провозглашенная Локхардом мораль своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у дракона - созданного философией Джорджа идеала человека. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого писателя, которые живут жизнью провозвестников.

Безусловно, идеи его противоречивы, потому и не могут быть оценены как только негативные или только позитивные. Но Джордж заставляет думать, сравнивать, размышлять - а ведь именно это главная задача современного писателя. Главной позитивной ценностью нравственного учения Локхарда, без сомнения, является идея возвышения человека. Но абсолютизация Позиции Силы приводит писателя к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально-нравственной практике. Одним из важнейших аспектов идей Джорджа является критика христианской морали. Отметим, что и здесь Джордж занимает позицию, весьма схожую с мыслями Фридриха Ницше. Он считает, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Точно также, для Ницше религия стала символом зависимого "несчастного" сознания. Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному его толкованию. Но тем не менее эта точка зрения очень актуальна сегодня. Потому что весьма распространенным является мнение о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница человечества, только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она скрепляет нацию, она наиболее действенное средство массового воспитания морали... Трудно сказать, что больше в этом признании: или потребности в морали, или снисходительной заботы о человеке из "массы", который только благодаря религии сможет стать нравственным? А Джордж верит в возможности самого человека - единственного творца самого себя, своей истории и своей жизни.

Далее...

Канва данного заключения беззастенчиво позаимствована из реферата о Ницше :)